«Живое прошлое» (01.02.2012)

Татьяна Пудова запечатлевает в графике шедевры старинной архитектуры

С 1 февраля 2012 года в Доме журналиста проходит новая персональная выставка «Живое прошлое» члена Творческого Союза художников России Татьяны Пудовой. С написанных гуашью, пастелью и тушью графических работ на зрителя смотрят уютные старинные домики и величественные особняки разных городов, сел губернии и страны.

Большинство работ созданы в 2011 г. и выставляются впервые, хотя есть здесь и более ранние картины, знакомые посетителям прежних экспозиций Татьяны («Бахилова поляна», образы Ширяево). Пройдясь по выставке, зритель словно переносится в начало прошлого столетия и прогуливается по старой Москве, Самаре, Сергиевску, Ульяновску.

Что бы ни показывала последовательница академизма в живописи Пудова, безвестную избушку в Ширяево или знаковую достопримечательность (особняк Константина Головкина в Самаре, усадьба графа Орлова-Давыдова в Усолье), памятники архитектуры в ее работах получаются максимально реалистичными и предстают в первозданной красоте. Убежденная в одушевленности каждого дома, Татьяна мастерски «схватывает» характер конкретного здания: особняки в ее изображении непременно величавы, ширяевские деревянные домики на фоне грозных гор — скромны, но по-домашнему уютны, а смотрящие из вязи древесных ветвей церкви излучают умиротворение. С помощью гуаши, пастели и туши художница придает своим образам рельефность: здания словно выглядывают из картин, как бы приглашая зрителя зайти.

В каждой работе Татьяны чувствуется любовь к архитектуре разных уголков России, но больше всего она ценит дома старой Самары. В родном городе у художницы есть свои любимые места и маршрут, по которому она с удовольствием гуляет, одна или с друзьями-фотографами, — от Театральной площади к площади Революции.

Картины художницы проникнуты грустью по поводу исчезновения старой архитектуры. Для современников многие из изображенных Татьяной зданий стали символом уходящего архитектурного прошлого, обреченного быть поглощенным многоэтажными офисными центрами растущих мегаполисов. Но для художницы ценен каждый старенький домик, являющийся важной частью истории города, региона, страны. Об этом Татьяна и напоминает зрителю своей выставкой.

«Старая Самара привлекает меня неповторимостью образов домов, — рассказала она на открытии. — Но, к сожалению, многие из них попросту сносят и ставят новые, блочные дома. Они пусты. Самара сейчас становится стеклянной и бездушной. Мне же хочется оставить будущим поколениям образы ее прежних домов, чтобы потомки видели, какой у нас прекрасный город. Эти дома хранят судьбы людей, они не бездушные. Я понимаю, что многие из них обветшали и стали непригодны для жилья. Но если бы их можно было возродить и создать приемлемые условия для жилья, мы бы их сохранили».

Присутствующие на открытии выставки городские старожилы согласились с Татьяной. Председатель правления Самарской региональной общественной организации «Творческий союз художников» Олег Емельянов вручил Пудовой диплом Президента Творческого союза художников России Константина Худякова за вклад в отечественную культуру. А заместитель председателя Юлий Колесник призвал художницу отказаться от миниатюр и взяться за более крупные формы. За поздравлениями последовала неофициальная часть, во время которой Татьяна провела для гостей экскурсию по выставке.

Выставка продлится до 24 февраля.

Георгий Портнов
по материалам сайта www.vkonline.ru

Фото Елены Колесник