ВЕСНА ОДНОГО ХУДОЖНИКА (26.04.2011)

Avtor

«Свежее дыхание», «искренность», «чистота» — такие эпитеты раздавались со всех сторон во время открытия выставки произведений Важи Окиташвили в Центре современного искусства М’АРС в Москве 26 апреля. Эти ощущения звучали в унисон с резко наступившей после долгих холодов весной, которая всегда приносит с собой свежесть и очищение. Развернувшаяся на двух этажах экспозиция — на первом графика, на втором живопись — явила зрителю безупречно чистую душу художника Окиташвили. Свои графические произведения Важа создает в основном фломастерами, работает также роллером, иногда использует акварель. Ему присуща самобытная система изображения и обостренное чувство ритма. Основной мотив графических листов художника — родная Грузия, ее жители, города и села, природа с бесконечными величественными холмами, многократно воспетыми поэтами. Изображение этих работ строится ритмом, а ритмические контрасты придают им выразительность. Разный ритмический строй имеют горы и равнины, деревья и озера, поверхности гор. При этом, как правило, их ритм по своему характеру мягкий, спокойный, их контраст гармоничен. Более резкий ритм создает архитектурные сооружения — дома, церкви, старинные башни. Если в одном произведении художник объединяет строения и природу, то предпочтение всегда отдает природному миру, а все остальное превращает в его составляющие элементы, важные, но имеющие второстепенное значение. Такое отношение художника к ритмической организации плоскости листа характеризует его восприятие окружающего мира, взаимодействия природы, мира естественного, и мира, сотворенного руками человека. Поэтому неудивительно, что порой на графических листах Окиташвили множество строений соединяются, нагромождаются друг на друга, образуя некие природные формы — то дерева, то холма, а то и вершину создания Природы — человека. Природа главенствует надо всем в мироощущении художника, даже над людьми. Их фигуры, которые достаточно редко встречаются в подобных графических композициях, всегда очень маленькие. Художник дает их силуэты на резком контрасте по сравнению со строениями или с природой. Люди кажутся такими крохотными, что невольно возникает желание поставить эти фигурки себе на ладонь и внимательно, поднеся их как можно ближе, рассмотреть.

Однако в целой серии работ образ человека Важа Окиташвили трактует иначе. Речь идет о силуэтных произведениях художника. В основном это сценки из повседневной сельской жизни. Художник создает многофигурные композиции, в которых люди встречаются друг с другом, работают на сенокосе, гуляют с детьми и собаками, занимаются хозяйством на своем дворе. Здесь же присутствует много животных и птиц, которые иногда становятся героями самостоятельных сценок. Все эти листы необычайно поэтичны. Они очень тихие, как тиха и неприметна сельская жизнь, но при этом полны очарования и невероятной притягательности. В этих произведениях нет ничего липшего, второстепенного, свое особое значение имеет малейшая деталь, любой, даже кажущийся незначительным персонаж — будь то курица с цыпленком, или птичка на стоге сена, или горшки на деревенской изгороди… Каждый участник, каждый предмет композиции приобретает высокую степень обобщения, благодаря чему выявляется монументальность изображаемой сцены — величие простой, незамысловатой будничной жизни, полной гармонии и понимания. Контрастное соотношение белого и черного усиливает выразительность изображения.

Силуэтная графика Окиташвили создает удивительное настроение тишины. Одновременно эти трогательные произведения наполнены глубинной, неземной мудростью. Показательно, что серия носит многоговорящее название — «Сказки». Быть может, именно в этих работах выразилась заветная мечта художника о жизни, отличительной особенность которой является согласие каждого живого существа с самим собой, друг с другом, с окружающим миром. Создается впечатление, что эти работы художник создал на одном дыхании, что они являются своего рода графическим экспромтом, вылившись на бумагу в результате порыва творческого вдохновения. Однако листов много — свыше 80, и тогда осознаешь труд, скрывающийся за их созданием. Живописные работы Важи Окиташвили очень разные. Его пейзажи несут в себе философию осознания бытия как дара, как данности, преподнесенной человеку свыше. Взгляд художника на просторы Хорватии и Черногории привлекает двойственным чувством ощущения Вселенной как бесконечности и в то же время как конкретного пространства, создание которого подчинено определенным законам. Написанные с высокой точки зрения, эти полотна открывают взгляду широкий простор, где сходятся и расходятся реки, озера и горы, покоряя красотой своих очертаний, величественностью и покоем. Их формы образуют цветовые массы, созданные равномерным наложением на холст плавных широких мазков. При этом пейзажи выглядят весьма хрупкими, что обусловлено присутствием в них элементов графичности в виде узких вьющихся лент рек, контуров береговых линий и гор. Эти пейзажи абсолютно безлюдны, словно автор намеренно исключает в них присутствие человека, который ненароком может нарушить или даже разрушить природное равновесие. Лишь изредка в это согласованное пространство художник допускает рукотворные элементы в виде дорог, которые столь органично вписаны в пейзаж, что становятся его составной частью. Как, например, Военно-Грузинская дорога через Кавказский хребет в одноименном холсте, само название которой в переводе с грузинского языка означает «дорога Небесного ущелья».

Интересны притягивающие своей энергетикой небольшие полотна, которые демонстрируют чувство цвета, присущее художнику. Их создают свободные пастозные мазки контрастных цветов («Тбилиси», «Багеби») или диссонансные цветовые плоскости, ярко выражающие отношение художника к изображаемому («Табор цыган»). На фоне таких эмоциональных работ неожиданно мягко и проникновенно звучат три холста из серии «Зимний пейзаж». Пленяя своей тонкостью и лиризмом при столь же экспрессивном цветовом решении и пастозной фактуре красочного слоя, эти произведения отличаются глубокой внутренней выразительностью. Глядя на них, будто невольно прикасаешься к душе художника, который наделен способностью чувствовать прекрасное в каждом Элементе окружающей жизни, а затем, благодаря своему таланту, претворять его в символ красоты.

Выставка Важи Окиташвили «Живопись. Графика» впервые столь масштабно представила творчество этого незаурядного мастера и стала в прямом смысле открытием для многих его коллег по цеху. Ощущение свежего дыхания, искренности, чистоты разлилось по выставочным залам, словно сюда вошла сама Весна. Весна Важи Окиташвили.

Елена Романова