Скончался Юрий Иванович Филиппов

20 сентября 2012 года скончался Почетный член Творческого союза художников, член Союза художников, Заслуженный деятель искусств России, профессор факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской социально-гуманитарной академии Юрий Иванович ФИЛИППОВ.

Выражаем соболезнования его родным, близким и друзьям.

Приводим выдержки из статьи, посвященной 60-летию его творческой деятельности:

…Детство художника прошло в Кинеле. Он вырос в простой рабочей семье. Но один из соседей был иконописцем. Иногда он рисовал и пейзажи. Юрию нравилось наблюдать, как он растирает краски, как на его глазах комочки краски превращались в облака, деревья, реки, лица… «Я, открыв рот, смотрел на этот процесс, — вспоминает художник. — Я видел, что, взяв в руки краски, окружающий мир можно сделать ярче. У преподавательницы русского языка нашлись открытки с репродукциями картин из Третьяковской галереи: Куинджи, Врубель, Шишкин, Левитан. Когда я их увидел, еще раз сказал себе: обязательно стану художником!»

После седьмого класса Филиппов поехал поступать в Пензенское художественное училище. «Мне казалось, что коридоры училища впитали в себя шаги великих людей и запахи красок», — вспоминает художник…

…Потом была учеба в Киевском художественном институте…

…Потом Филиппов вернулся на родину. Жил в Кинеле, а в мастерскую на Безымянке ездил в деревянных поездах — электричек еще не было. Куйбышевское отделение Союза тогда насчитывало лишь 12 художников, и только четверо из них включая Филиппова имели высшее образование. «У нас был коллектив единомышленников, — вспоминает художник. — Мы старались пропагандировать изобразительное искусство, устраивали по 18 выставок в год. Считали, что бескорыстное служение искусству — наша главная задача». Юрий Филиппов участвовал в становлении первой художественной школы в Куйбышеве, художественного училища, был одним из главных организаторов кафедры рисунка, живописи и скульптуры на архитектурном факультете Куйбышевского строительного института…

…Выставки произведений Филиппова всегда вызывали живой интерес у публики. «Его работы содержат в себе активное начало, заряд бодрости, — объясняет заместитель директора Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения Татьяна Петрова. — Художник вводит зрителя в радостный, пронизанный солнцем мир, продолжая традиции русской пленэрной школы, Константина Юона, Бориса Кустодиева. Эта тенденция проявилась уже в работах 60-х годов, когда художник проехал с этюдником по городам «Золотого кольца».

В 1968 году Филиппов был избран председателем правления Куйбышевской организации Союза художников РСФСР и пробыл на этом посту до 1976 года. Он активно участвовал в зональных, всесоюзных, зарубежных выставках, много путешествовал, работая на пленэре. Нельзя сказать, что в советские годы карьера художника всегда шла по восходящей. Не раз власти от искусства упрекали Филиппова в том, что «идейные боги» у него не те. Ему действительно нравились картины импрессионистов, Сезанна, Врубеля. Художников, которые не были в чести у тогдашних идеологических начальников. И это увлечение передавалось и в его картинах…

…В последние годы художник работает над картинами, где природа Самарской Луки выступает неким антиподом технического прогресса, разрушающего эту красоту («Волжские просторы», «Молодецкий курган», «С высоты Сокольих гор»). Среди его последних работ — серия пастелей с Молодецким курганом.

Мастер нередко обращается к жанру исторического пейзажа-картины. На них и деревянная крепость Самара, основанная князем Засекиным, и купеческий город с величественными соборами, храмами и красно-кирпичными стенами завода фон Вакано. Волшебством проникнута программная работа художника — «Древние Жигули», насыщенная яркой цветовой гаммой. Волжская вода на ней радостно пестреет разноцветными яркими мазками… «Древние Жигули» — это плод моих давних наблюдений, — говорит художник. — Сначала появились волшебные облака, затем «родилась» Волга…»

Aвтор: Вадим Карасев
Источник:
 www.vkonline.ru