«Самара. Символы времени» (27.09.2010)

01

27 сентября 2010 г. прошёл творческий вечер Владимира Вострикова, посвященный 20-летию творческой деятельности.

«Фотоискусство ― это лишь одна из сторон деятельности члена Союза художников, члена Творческого Союза художников и члена Союза журналистов Владимира Вострикова. Небольшая часть его огромного фотоархива, насчитывающего несколько десятков тысяч снимков, была представлена на недавней выставке в Доме актера. Объединяла эту фотоподборку тема Волги и Самары.

В Самаре Востриков хорошо известен как искусствовед, автор и ведущий передач на радио и телевидении, в недавнем прошлом сотрудник и директор Самарского художественного музея, руководитель проектов издательского дома «Агни», преподаватель Самарского архитектурно-строительного университета и Российского государственного университета туризма и сервиса. Человек разнообразных интересов, он преподает десяток предметов.

«Мне все время хотелось рассказать окружающим о родном городе, — вспоминает Востриков. — Хотелось показать, какой он удивительный. Поэтому, окончив строительный институт, я, выдержав экзамен, поступил учиться на курсах в куйбышевском бюро путешествий и экскурсий».

Волга для него ― особая песня. Любимый отдых – путешествие по реке. А волжские пейзажи, «потрясающее стояние реки и неба», как он сам говорит, для него как фотографа – источник вдохновения. Незабываемыми были и другие речные путешествия. По реке Белой с ее потрясающе быстрым течением, неукротимой Каме, по Дону, который оказался куда как уже Волги и «тише»…

На выставке в Доме актера был представлен удивительный снимок – Волга у саратовских берегов, как будто накрытая туманом. «На самом деле Волга была в удушливом дыму от пожаров, — говорит Владимир Николаевич. – Снимок был сделан минувшим летом. Птицы в ужасе метались над Волгой в километре от берега. Это было такое потрясение…»

На многих снимках Вострикова – потрясающей красоты пейзажи Самарской Луки. «В окрестностях Ширяево, — вспоминает Владимир Николаевич, — я обошел все вдоль и поперек. Не удержался и в последний приезд — полез в своих городских туфлях на вершину Монастырской горы, к Кресту. Оттуда открывается великолепный вид…» Снимал он с разных точек и «сфинксов» – необычные выступы камней с их загадочными очертаниями, описанные еще Репиным в своих воспоминаниях.

«Неоднократно был в жюри фотоконкурса вместе с профессиональными фотографами, — вспоминает Востриков. — У нас часто возникали споры. У меня свой, искусствоведческий взгляд на фотографию. Для меня не так важна выверенная композиция снимка, сколько его образ, настроение. И не важно, в каком жанре работает фотограф. Главное, чтобы там импульс жизни вдохнули при таинстве рождения…»

Все его проекты так или иначе связаны с Самарой и Волгой. Один из таких проектов — недавно изданная книга «Самара. Символы времени». Несмотря на ее дороговизну, книга стала бестселлером последнего года. Более 2 тысяч экземпляров разошлось очень быстро – пришлось допечатывать тираж. В книге — в основном фотографии, сделанные самим Востриковым, фотографии дореволюционной Самары и увлекательный рассказ о том, как зарождались в свое время главные символы города и как сложилась их судьба…»

Вадим Карасев, «Волжская коммуна», 22 октября 2010 г.