«Сады любви» (03.12.2015-03.02.2016)

Дата открытия выставки: 03.12.2015 г.
Организатор выставки: О. Емельянов, Н. Александрова, Т. Казакова. 
В выставке приняли участие 25 художников.
Общее количество работ – 72.

afisha

3 декабря в ТЦ «Невский» (Ново-Садовая, 14, 2 этаж, 222 секция) открылась союзная выставка «Сады любви».
Выставка продлится до 3 февраля 2016 года.
Дни работы выставки: пятница, суббота, воскресенье с 12.00 до 19.00.
Вход свободный.

Пресс-релиз

Лучше пить и веселых красавиц ласкать,
Чем в постах и молитвах спасенья искать.
Если место в аду для влюбленных и пьяниц,
То кого же прикажете в рай допускать
?
Омар Хайям. Рубаи о любви

Испокон веков Авторы в своем творчестве, в своих произведениях, делали попытки проанализировать Красоту. «Сады любви» — одна из самых любимых тем для подобного анализа.

В эпоху Возрождения в изобразительном искусстве ярко определился жанр «НЮ»:

«Ню (фр. nu — обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнаженного человеческого тела. В большинстве случаев авторы воспевают красоту женского тела».
В XV веке это были мифологические, аллегорические, исторические или бытовые сюжеты (Джорджоне, Тициан, Корреджо). Философская поэтика и женская красота были не отделимы в представлении идеального образа. Затем стиль барокко пышно разрисовал формы юных и не очень, по нынешним меркам, цветущих прелестниц. Одним из самых заметных представителей «ню» в барокко является Питер Пауль Рубенс. В XVIII веке «ню» появляется уже в образах европейского стиля рококо. Красота в этом направлении живописи кокетлива и грациозна (Франсуа Буше). XIX век сделал попытку вернуть классическое понимание канона красоты, но уже в середине века жанр «ню» переполнился приторными и слащавыми героинями.
Импрессионизм отбросил мифические ассоциации и жанр приобрел современный характер (Эдуарда Мане «Олимпия»). XX век, а возможно и XXI, время техники и технологий, подарил взрыв интереса к этому жанру, уже в руках художников с фотоаппаратами. Настало время фото НЮ, во всех формах и содержаниях.

Жанр НЮ — прекрасная возможность самовыражения и для самарских художников. Работы подобных сюжетов, безусловно, займут достойное место в экспозиции нашей выставки.
Но… хочется призвать к расширению рамок толкования выбранной темы («САДЫ ЛЮБВИ»). Вот как толкует «Толковый словарь», да простят меня за тавтологию…

«САД. 1. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения. Фруктовый с. Цветущий с. Расцвели сады. Зимний с. 2. В нек-рых названиях: Ботанический с. Зоологический с. 3. То же, что детский сад. С.-ясли. Голова садовая (прост.) — о глупом человеке, разине (обычно при обращении). Словарь Ожегова: «Слово «садъ» известно в древнерусском языке «садъ» с XI в., куда пришло из старославянского «сад», а туда из общеславянского «sadъ» и является производным от слова «садити» (что в буквальном переводе – «заставить сесть»). Глагол «садити», в свою очередь, восходит к индоевропейскому корню sed (sod)».

А вот Вам еще подсказка: «…старый, обширный, тянувшийся позади дома сад (Гоголь); …а у самой дороги прохладный и тенистый раскинулся сад (Блок); …сады благоуханием наполнились живым (Лермонтов). «Quelle beauté!», воскликну ли бы французы … и в самом деле, какие прекрасные пейзажи рисуют нам знаменитые поэты и писатели.

Один раз в год сады цветут
Весну любви один раз ждут
Всего один лишь только раз
Цветут сады в душе у нас
Один лишь раз один лишь раз

Красивая и смелая
Дорогу перешла
Черешней скороспелою
Любовь ее была.
….
Эти строки некогда о-очень популярной песни в исполнении незабвенной Анны Герман узнает старшее поколение. Воспоминания — это, вообще, интересная штука. Что-то хочется забыть, но оно все время о себе напоминает. А другой раз мучаешься, ну, никак не получается вспомнить, и ведь крутиться что-то там на языке…

Вот ещё намёк:

«САД: Символизирует РАЙ, полный пения птиц и благоухания цветов; Поля Блаженных, Лучшую страну Землю Обетованная Елисейские Поля, Эльдорадо. Садовник — это Создатель. У христиан огороженный сад — символ Девы Марии. У инков Сад Солнца — imago mundi (образ мира). В Китае — «гроздь жемчужин». В исламе — Четыре Райских Сада (Сады Души, Сердца, Духа и Сущности) символизирующие мистическое путешествие души. У римлян сады, олицетворяющие застолья в Элизии, были засажены виноградом, для того, чтобы обеспечить возлияния; там высаживались также розы, символизирующие вечную весну. В даосизме миниатюрные сады — маленькая земная копия рая».
Легенда о существовавшем некогда земном рае известна большинству народов древности. (Во всех вариантах) в центре стоят два дерева: Жизни и Знания, Бессмертия и Смерти.
Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. (Быт.2:10-14)

Символизм данной темы просто неисчерпаем. А парадоксов ещё больше:

«В небольшом бельгийском городе Генте, в великолепном готическом соборе Святого Бавона, хранится самое великое произведение западноевропейской живописи — знаменитый Гентский алтарь, написанный Яном и Хубертом Ван Эйками в XV веке. Это самое великое в истории мирового искусства изображение Рая. Почему Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко? Почему в сцене Страшного Суда изображен только Рай и нет Ада? Возникла даже теория, что Гентский алтарь — зашифрованное послание тамплиеров о том, где спрятан Святой Грааль…»

На десерт, а кому-то на закуску мистика ужасов:

«Триптих «Сад земных наслаждений» — самое загадочное из произведений Босха. Художник часто употреблял определенные символы в значении, обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.»

А если быть эгоцентричным, но неэгоистичным, и примерить слово «сад» на самого себя, то следует обратиться к творческому опыту Арчимбольдо, к его «курьёзным» картинам:

«Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года».

Ну, и как вам все это?! Все перечисленное — это только примеры понимания слова «сад»… А о любви как поётся в песне «…все слова сказаны …», но каждый может «…спеть ещё одну», в смысле свою!

В заключении, всем эстетам для наслаждения и создания творческого настроения воспоминания Анны Ахматовой:

Летний сад

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Автор пресс-релиза Наталья Авдюничева

Фото Елены Колесник