«Неоэкспрессионизм» (04.02.2021)

ПОНИМАНИЕ НЕОЭКСПРЕССИОНИЗМА НАЧАЛА XXI ВЕКА.

Столярова Е.Г.

Понимание современного искусства – это особый акт, это озарение, это инсайт, который происходит во время общения зрителя с картиной. Живопись сегодняшняя ведет диалог со зрителем. Она интерактивна, она мобильна, она воспринимается «по-своему» с точки зрения «наблюдателя». В картинах течения абстрактного искусства неоэкспрессионизма особенно видна вибрация образов, которые по сути своей и не образы, а направления мысли, причем, мысли появляющейся и исчезающей, переходящей и скачущей с одной орбиты понимания на другую, тем самым возникающей и исчезающей. Организованное живописью пространство, трактуется как вездесущее, многомерное, появляющееся и растворяющееся на границе понимания.

Стремительное время начала XXI века, с его цифровыми технологиями, фотоклиповым мышлением, мелькающими картинками, от которых в сознании остается только эфемерный вибрирующий смысл, не могло не отразиться на современном искусстве……Будущее за 5Д измерением, где воображение играет ключевую роль.

Работы Елены Столяровой, представленные на выставке «Неоэкспрессионизм», ведут свою беседу со зрителем. Какие-то образы, мысли, идеи автор отчасти объясняет в своих текстах-сопровождениях, но что-то остается «свое» для интерпретации увиденного самим зрителем. В этом и состоит интерактивность искусства абстрактного. У каждого «наблюдателя» свой жизненный опыт, свой набор психокогнитивных паттернов (т.е. известных ему представлений о том или ином явлении), что позволяет самому зрителю прочувствовать впечатление от картины. Абстрактность изображения дает возможность человеку воображать, думать, размышлять наиболее общими категориями и образами, что делает доступным «творчество» для самого зрителя.

Эспрессионизм как течение появился в начале ХХ века в Германии и Австрии в ответ на происходящие события того времени. Экспрессия выражения чувств художников на современные для них события, на искажения цивилизационного хода развития, на Первую мировую войну. Термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году. По его мнению, экспрессионист желал выразить самого себя через призму своих эмоций, чувств, воображаемых образов, уводя зрителя в картины наиболее общих форм и символов. Известные представители этого периода — Эдвард Мунк, Август Макке, Франц Марк.

В самом широком смысле приемы живописи экспрессионизма являются средством выражения эмоциональных переживаний автора, порождающихся как реакция на современную действительностью. В этом смысле известны работы Эль Греко, Винсента ван Гога, Джеймса Энсора, которые совершенно отличны друг от друга, но накалены экспрессией выражения чувств.

Формат выставки не позволяет посвятить достаточно времени знакомству со всеми особенностями философских и художественно-творческих предпосылок становления этого течения искусства. Остановимся сегодня на одном из векторов абстрактного искусства — неоэкспрессионизме.

Сегодняшний неоэкспрессионизм не столь драматичен как экспрессионизм начала ХХ века, но также погружен в передачу чувств и эмоций автора в контексте происходящих событий XXI века. Представленные на выставке работы отражают личный подход художника к переживаниям современников, где-то они сугубо индивидуальны, а где-то имеют типичный характер для этого времени.

Серия представленных работ началась с акварельной картины «Золотая рыбка». Автор заложил идею рыбки-волшебницы, попавшей в сети рыбака и пытающейся из всех сил вырваться, найти выход из ситуации и уплыть от «повелителя» в светлом направлении. «Повелитель» здесь не просто рыбак из сказки «Золотая рыбка», это образ «ситуации» — черной, гнетущей и пугающей нас — «золотых рыбок».

Работа «Перо Жар-Птицы» говорит нам об упущенных возможностях. Но у нас есть последний шанс ухватиться за ее хвост и удержать Жар-птицу, птицу счастья, птицу жизни. И только мудрым и смелым удастся ее удержать, а другим, в лучшем случае, останется только перо Жар-Птицы на память о возможном счастье.

Композиция «Здесь или там» о нашем пребывании на этой земле, о хрупкой границе между мирами. Явь, правь и навь – три мира в славянском миропонимании. «Явь» – это мир живых, «Правь» – мир истинный, правильный, а «Навь» означает мир загробный. И мы существа земные вибрируем, танцуем между жизнью и смертью, в суматохе дней забывая осмыслить свое существование на этой земля, успеть при жизни понять что такое «правь».

В работе «Просветление» автору видится образ старца. Он изображен в профиль, спокойно и смиренно наклонив голову вниз, находясь в своих раздумьях и размышлениях. Ему хорошо и спокойно… Круги вокруг его головы появляются и исчезают как образы нимба у просветленных и понимающих суть вещей. Обобщенное изображение, увиденное художником, может быть не всегда понятно зрителю, но автор работы остановился в передаче изобразительности образа тогда, когда это почувствовал и предоставил возможность «наблюдателю» увидеть свое, возможно, совсем иное в изображении на картине. В этом и проявился диалог художника со зрителем, где художник предложил увидеть и сочинить картину самому, со своими образами и предположениями.

В композиции «Солнце взошло» проявилось оптимистичное начало. Да, еще ветра сносят мачты корабля, но лучи теплого солнца уже отражаются в морской воде и солнце взошло…

«Тлеющее солнце» — это солнце, которое уже около пяти миллиардов лет дает жизнь на земле. А почему тлеющее? Потому что оно на самом деле такое и горит не в полную силу, а если будет светить сильнее, то все сгорит на земле. Смысл образа в том, что давая тепло и любовь другим, надо сдерживать себя, иначе сгоришь сам и не дашь жить другим. Это чисто личная интерпретация автора сюжета картины.

В работе «Коррида» нет реалистического изображения боя быков. Здесь то, что осталось от корриды, здесь бег, энергия, кровь…Главное значение слова в переводе с испанского «бежать». Другое значение слова «претерпеть какую-либо судьбу». Можно поразмышлять на тему «Кто ты в этой жизни? Бык или тореро?»

«Не останавливай меня». В этой картине образ гнезда, и даже видно птицу в профиль. Из гнезда стремительно вылетают другие птицы. И их не остановить… Это может быть образ свободы, выстраданной и с неизвестным будущим, но остановить начатое уже нельзя.

«Полет бабочки». Не ищите конкретную бабочку, ее на картине нет. А вот ее полет, замысловатая траектория, остановки и следы можно себе вообразить. Бабочка является символом возрождения, воскрешения и перерождения. У отдельных народов – символ трансформации и бессмертия. Жизнь (гусеница) – смерть (куколка) – возрождение (бабочка).

В акварели «Глазки, глазки, глазки…» автор представил море, солнце, глазки и хорошее настроение.

Работа «Витражи» одна из серии картин на эту тему. Витраж это орнаментальная или сюжетная композиция из пропускающего свет материала. Работа напоминает этот вид искусства. Композиция работы создана на сочетании теплых и холодных цветов и не несет особого идейного содержания, лишь настраивает автора и зрителей на летнее настроение, где игра света и тени передают дуновение ветра летним деньком.

«За лесом радость». Такое название у автора появилось после процесса выполнения самой работы. Техника спонтанного творчества с различными материалами, наложение одной работы на другую повлияло на само название картины. Образ леса был случайно положен на красный фон, где было изображение иероглифа «Радость». Тем самым и получилось, что за черным «лесом» (образом наших проблем и забот) будет «Радость».

Большая «Слеза» увиделась автору в работе, выполненной в серебристо-серой гамме. Окно, дождь, предчувствие – было отражено в акварели, выполненной в 2020 високосном году.

Картина «01.01.21» была создана 1 января 2021 года. Праздничное настроение еще не покинуло автора. Игра теплых и холодных цветов, вибрация линии, техники «набрызга» и письма «по-сырому» помогли выразить ощущение праздника и остались запечатленными в этой работе.

«Настроение» бывает разное. Вот такое, например. Кажется, что это не так и вот это не так, но за черной решеткой есть просвет… Игра солнца и летнего платья в горошек маячат где-то впереди.

«Золотой дождь». Это название возникло благодаря золотой темперной краске, которая была использована в творческом процессе. Краска легла по диагонали, контрастно к синей и напомнила дождь. Дождь, который смываем все наносное и оставляет настоящее, золотое. Золотой цвет символизирует оптимизм и жизненные силы, взаимную любовь и прощение.

«Лесная» — это о природе, о ее загадке, о ее завораживающей силе. Стволы деревьев, просвет сквозь воображаемые ветки уводит нас в сказку, где каждый увидит свое.

«Женское начало». Это название работы дала подруга, художница с богатым воображением. Красный цвет символизирует власть, силу, право, храбрость и борьбу. Красный цвет основной во многих сферах жизни наших предков. В славянской мифологии он обозначает борьбу и любовь одновременно. Это цвет жизни, огня, плодородия и здоровья. Это цвет Ярилы (бога солнца, весны и силы). Не случайно говорят «Весна красна». Вот вам и женское начало.

«Уже зима» появилась эта работа с первым снегом в 2020 году. Слякоть, следы шин, деревья и птички переплелись в одной композиции. Все это экспрессионистически вылилось на картон.

В работе «Лесная сказка» отразилась загадка лесной жизни и сказочных героев, что прячутся за переплетающимися ветвями. Каждый увидит свои образы в этом зимнем лесе или сочинит свою сказку.