«Между черным и белым» (15.06-10.07.2022)

Выставка графики СОООХ «ТСХ» «Между черным и белым» (15.06-10.07.2022).
Дата открытия выставки: 15 июня 2022 года в 16.00.
Дата закрытия выставки: 10 июля 2022 года (разбор работ участников выставки после 15.00).
Адрес проведения выставки: художественная галерея «Открытая галерея» («Open gallery»), ТЦ «Европа» (ул. Фрунзе, 96), 3 этаж, секция 318.
Дни и часы работы: четверг, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 19.00.
Вход свободный.

Пресс-релиз:
Графика более условна, нежели живопись. Для неё характерны лаконичность художественной манеры и ёмкость образов. Отсюда и присущая многим графическим произведениям недосказанность. Несмотря на ювелирную точность, с которой работают многие художники-графики, эта техника неразрывно слита с искусством намёка, оставляющим зрителю пространство для воображения.

При этом провести чёткий водораздел между живописью и её сестрой-графикой порой довольно сложно: например, поп-арт и оп-арт скорее графические направления, нежели живописные, акварель — пограничное.

Виды графики, классификация.
Существует две основные классификации графических произведений: по способу создания изображения и функции. Согласно первому подходу, она делится на две большие группы — рисовальную и печатную. Но в связи с компьютерно-информационной революцией, произошедшей на рубеже XX-XXI веков, этот подход устарел и классификацию следует расширить.

Актуальное деление таково:

Рисовальная графика, которую также называют уникальной, поскольку произведение создаётся в единственном экземпляре.

Печатная, позволяющая на основе созданной художником печатной формы создавать любое количество изображений (ограничение только в производственных мощностях).

Компьютерная, не требующая переноса на печатный носитель и практически не имеющая физических ограничений по копированию (но есть юридические ограничения, вытекающие из авторского права).

Интересно, что до конца XIX столетия рисунок не относился к графическому искусству — его считали всего лишь подготовительным материалом для живописи (то есть сужали понятие до эскизов и набросков). Только в XX столетии термин охватил и работу по созданию иллюстраций, карикатур, рисунков. Ну а когда появилась компьютерная графика, и её выделили в качестве отдельного подвида. Теперь рассмотрим классификацию по функциям графических работ.

Необходимо выделить:
Станковую графику. В неё входят вещи, которые являются самостоятельным произведением искусства (как картины):

Станковый рисунок. Художники-графики, как и их коллеги-живописцы, работают в различных жанрах — создают портреты, пейзажи, бытовые сцены, натюрморты, исторические и мифологические сцены, рисуют обнажённую натуру — ню.

Эстамп, включающий различные виды гравюр и других оттисков. Гравюра, в свою очередь, делится на две большие группы — на дереве (то есть ксилографию) и на металле (среди которых особо выделяется офорт — техника, подразумевающая травление металла кислотами). Также к эстампу относится монотипия, литография, трафаретная печать, шелкография.

Акварельные работы. Метод создания изображения на бумаге с помощью акварельной краски. В зависимости от применяемой акварельной техники удаются очень реалистичные рисунки.

Книжную. Включает не только иллюстрирование, но и создание обложек и суперобложек, виньеток, заставок и других элементов художественного оформления книги.

Газетно-журнальную. К ней относятся работы по оформлению периодических изданий. В качестве отдельного подвида выделяется такая разновидность иллюстраций, как карикатура.

Прикладную, которая делится на рекламную и промышленную: Первая включает разработку вывесок и иных рекламных носителей (буклетов, листовок, флаеров). Также к ней примыкает айдентика (разработка фирменного стиля). К промышленной относится создание банкнот, почтовых марок, упаковок. Зачастую рекламные и промышленные задачи пересекаются — например, при создании дизайна упаковок для товара.

Плакатную (включая афиши), хотя её тоже можно отнести к рекламной.

Графику письма. Это каллиграфия — мастерство красивого письма, эпиграфика — нанесение надписей на твёрдых материалах, разработка шрифтов. Компьютерную, которая включает дизайнерское оформление сайтов, мобильных приложений, разработку 3D-визуализаций для интерьерного дизайна. Эта область в значительной мере пересекается с рекламной.

История графики
Рисунок — самый древний вид изобразительного искусства. Графика древнее живописи: именно к ней относятся наскальные изображения первых художников человечества. Затем наскальный рисунок перекочевал со стен пещер на посуду, папирус, пергамент, бумагу (её изобрели в Китае во II веке до нашей эры). На его же основе возникла пиктография — предшественница письменности, а потом появились и иероглифы (постепенно они становились всё более абстрактными). Графические изображения мы встретим у самых разных народов — от инков до австралийских аборигенов, на всех континентах (кроме Антарктиды).

В Европе с развитием живописи в эпоху Возрождения рисунок отошёл в тень и многими мастерами стал восприниматься в качестве эскизной базы для живописных картин. Тем не менее, и в этом виде искусства были созданы самостоятельные произведения, обретшие бессмертную славу — например, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

А Микеланджело вообще настолько ценил рисунок, что называл единственным искусством. И считал остальные искусства проистекающими из него.

А вот с гравюрой дело обстояло иначе — эта разновидность графики получила широчайшее распространение в Европе благодаря печатной революции Гуттенберга (сама техника возникла в VI веке в Китае в виде ксилографии, а гравюры на металле появились в Швейцарии или Южной Германии в 1440-х годах). В XVI-XVIII столетиях в этой технике было создано немало шедевров.

В период рококо популярной стала пастель, которая тоже относится к графическим техникам. А на рубеже XVIII-XIX веков обретает самостоятельность акварель, в которой сочетаются свойства графики и живописи.

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/grafika-chto-eto-takoe

Фоторепортаж Татьяны Казаковой