Две выставки (12.01.2012)

Самарский художник Александр Боровин показывает землякам великолепие родной природы на персональной выставке «Ощущение…»

Давно в уютном зальчике музея не было так людно. На стенах по обе стороны выстроились картины со знакомыми видами природы. А напротив них ― ценители искусства, друзья и знакомые автора, не обсуждающие, но с молчаливой задумчивостью созерцающие красоты края. Здесь и городские пейзажи, и волжские просторы. Проран, Голодный… Похоже, автор побывал в самых разных уголках губернии, чтобы потом выплеснуть впечатления от них на холст и напомнить зрителю о том, какая прекрасная природа его окружает. Впрочем, есть здесь и работы с живописными репинскими местами возле Петербурга.

Публику особенно привлекают работы, выполненные в нежных акварельных полутонах. С их помощью Александр Боровин особенно точно передает настроение момента ― меланхолию осени в парке у облетающего дерева или умиротворение путника при виде заполненной баржами, кораблями, рыбаками «Волги-труженицы».

Сам автор, 61-летний невысокий бородач с добрыми, как у многих художников, глазами с хитрецой приветливо встречал всех входящих и охотно рассказывал о своей любви к осени («Нет мух, да и вообще осень в цвете интереснее лета») и пристрастии к путешествиям на байдарке или паруснике: именно во время плавания Боровин «подсматривает» сюжеты многих пейзажей с побережьями. Для полноты экспозиции, поясняет художник, на выставке не хватает лишь его излюбленного жанра, портрета, но тут ничего не поделаешь ― «герои» картин охотно раскупают работы Боровина или просят подарить. И добродушный автор всегда уступает.

Как ни странно, в Самаре Александр Боровин известен больше не как художник, а как промышленный дизайнер. Окончив факультет промышленного искусства в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной, он некоторое время работал на предприятиях Самары (КПО «Салют», Конструкторском бюро автоматических систем). Параллельно занимался живописью, которой увлекся с детства. Навыки рисования получил в детской художественной школе, совершенствовал их на протяжении лет, а потом делился азами изобразительного искусства с молодым поколением, занимаясь преподаванием на кафедре рисования, живописи, скульптуры Куйбышевского инженерно-строительного института.

При этом себя Александр Эрнстович никогда не считал себя художником и никогда не думал, что изобразительное искусство станет главным делом его жизни. Но всякий раз складывалось так, что его навыки пригождались — то в годы службы в армии, откуда из радистов его забрали в клуб рисования, то в период работы электриком. В 90-е Боровин вплотную занялся живописью и выставочной деятельностью: его работы экспонировались в Самаре и области. А в последние годы стал вольным художником. В качестве дизайнера он до сих пор сотрудничает с музеями Ленина, Фрунзе, имени Алабина, чьи выставки и интерьеры Александр Эрнстович оформляет. И, разумеется, пишет природу родного края.

Открытие экспозиции стало для многих коллег-дизайнеров Александра Эрнстовича днем первого знакомства с ним как живописцем. Большинство из них сошлись во мнении, что мягкие тона и светлые краски точно отражают душу автора ― такого же светлого и чистого человека.

Проникнуться «Ощущением…» и полюбоваться живописью можно будет до 29 февраля по адресу: Дом-музей В.И. Ленина, ул. Ленинская, 131.

по материалам сайта www.vkonline.ru

Фото Елены Колесник

 

 

12 января 2012 года в 18:00 в Художественном салоне (Самара, ул. Молодогвардейская, 209)
открылась выставка работ новокуйбышевского художника Джонни Шония «Жажда жизни».

«Грузинский художник с русской душой», как его любят называть журналисты, в детстве жил в Тбилиси, у семьи был собственный дом с большим садом, по-южному изобильным. Был большой, укорененный в этой благословенной земле род – люди из поколения в поколение славились искусством печь лаваш и отличались в грузинском многоголосье, заполняющем старые кварталы города. Всё это ожило потом в его с танцующими бутылками и задумавшимися вазами, с неповторимым национальным сплавом веселья, печали и размышлений.

В пять лет начал рисовать, а когда подрос, мама отвела его в художественную школу. Затем было училище, где большей частью он рисовал портреты, любовно выписывая руки героев – казалось, они все время в движении. Участвовал в групповых выставках, стал слушателем тбилисской художественной Академии.…Всё изменилось после развала Советского Союза. Пришлось узнать, что такое – жить без электричества и водоснабжения, когда нет в достатке еды, нет и красок для рисования. Картины в таком мире были, казалось, не очень-то нужны.

Джонни уехал в Самару – здесь учился в политехническом институте старший брат Малхаз. Конечно, такой слом жизни дается нелегко, но особенности индивидуальности, творческой и человеческой, помогли молодому художнику. Поразила красота Волги, дома старой Самары, снежная зима. И люди понравились. Здесь Джонни встретил Наталью, свою будущую жену. Она из Новокуйбышевска, и для него этот город стал родным.

Врастание в новую почву, построение семейной жизни – казалось, всё это не оставляет для живописи ни времени, ни сил. Но внутренняя работа шла всегда, художник пробовал себя в разных направлениях и жанрах. Когда пришло время, новые работы Шония возвестили о зрелости мастера. И вот выставки последнего времени знакомят с ним широкую публику. Среди работ, покоривших многих зрителей – портреты любимых художников Джонни. «Быть или не быть?» – с холста пристально смотрит его любимый Ван Гог в обнимку с подсолнухом рыжий чудаковатый человек пристально вглядывался в стоящих перед ним потомков. «Мой земляк» – портрет великого Нико Пиросмани, которого Джонни «осыпал» лепестками роз – помните известную песню.. «Два кувшина» – Модильяни и его возлюбленная, словно вырастающие из двух «обнявшихся» кувшинов. И ещё пейзажи: тбилисские улочки, над которыми повисла пелена дождя; российский «Первый снег», зимний деревенский пейзаж…

За работой Шония любит петь теноровые итальянские арии, спешит на все интересные художественные выставки в Самаре. Ещё вдохновляет его природа окрестностей Новокуйбышевска – очень спокойная, мирная и умиротворяющая.

Где же теперь его Родина? Судьбой Грузии он живет до сих пор. Радуется, что как-то стабилизировалась там жизнь людей, и его родных тоже: сестра Майя — переводчик, брат Малхаз – инженер, еще один брат, Джано, предприниматель.

Сам Джонни, по его признанию, уже давно принял характерную для России манеру поведения – тише стал говорить, меньше жестикулировать.Когда уезжает из России, через неделю начинает тянуть обратно. Человек двух культур, он любит Пушкина и Руставели, Шишкина и Пиросмани. С одинаковой радостью относится к перспективе персональных выставок в Самаре и Тбилиси. Дружит с людьми разных национальностей и искренне не может понять, представить даже, какие извороты ума и души могут породить шовинизм.

Выставка Джонни Шония продлится до 25 января. Вход свободный.

Наталия Харитонова

По материалам сайта www.samddn.ru

Фото Елены Колесник