«Дневник солдата» (27.05.2015-22.06.2015)

Дата открытия выставки: 27.05.2015 г.
Организатор выставки: О.Н. Емельянов. 
В выставке приняли участие 19 художников.
Общее количество работ – 84.

_DSC2526«Это нужно не мертвым, это надо живым…»

Самарская региональная общественная организация «Творческий союз художников России» к 70-летию Великой Победы организовала передвижную выставку «Дневник солдата». Ее первая экспозиция состоялась в выставочном зале союза ТЦ «Невский». В настоящее время, с 27 мая по 22 июня, выставка проходит в Доме культуры «Чайка» поселка Управленческий.

Страшная. Жестокая. Кровавая. Так называют Великую Отечественную и ветераны, и потомки. Вспоминать о ней больно даже спустя десятилетия. Но не вспоминать — кощунственно.

— У каждого из нас свое ощущение тех страшных страниц истории, основанное на рассказах наших родственников, переживших военное лихолетье, на собственных раздумьях и эмоциях. Поэтому мы старались показать войну через призму личного восприятия, — поясняет Татьяна Николаевна Казакова, заместитель председателя СРОО «Творческий союз художников России».

«322» — так называется одна из картин Т. Н. Казаковой. В центре — дорога, ведущая в самое пекло войны. А по бокам – что это? Тревожная зелень лесов или разверстые могилы? Каждый видит то, что подсказывает ему сердце и воображение.

— Почему так называется моя картина? 322 защитника Сталинграда захоронены в братской могиле хутора Клетская Почта, что под Волгоградом, — комментирует Татьяна Николаевна. — Среди них — мой дед, Рожков Григорий Павлович. В составе Забайкальской дивизии он рядовым был отправлен на фронт, под Сталинград. Только прибыли — их эшелон подвергся чудовищной бомбардировке. В тяжелом состоянии дед попал в госпиталь, где и умер 16 августа 1942 года. Его жена, моя бабушка, осталась одна с пятью детьми, похоронку она по каким-то причинам не получила и долгие годы ничего не знала о судьбе мужа. Только в 1972 году ей удалось узнать и о его гибели, и о месте захоронения.

Центральное место выставки занимает экспозиция Игоря Васильевича Степанова: 39 графичных акварелей-иллюстраций с авторским текстом под каждой. Первое впечатление – недоумение. Разве это – о войне? А где героика, где подвиги? И уместен ли здесь сатирический жанр под личиной простодушной чудаковатости?

— А вы вспомните произведение Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», — подсказывает художник-иллюстратор Юлий Васильевич Колесник. – Лично я вижу у Степанова прямую перекличку с этой остроумной книгой.

Как объяснил Юлий Васильевич, в свое время Игорю Степанову попался в руки дневник солдата, написанный в военные годы. Несмотря на то, что такого рода записи на фронте были под запретом, люди все равно испытывали потребность выплеснуть пережитое. Так, собирал солдатские дневники писатель Константин Симонов, его сын продолжает начатое отцом дело.

— Игорь Степанов предложил нам посредством своих работ – как в виде графики, так и в виде литературных текстов – свое прочтение тех солдатских дневников, которые ему удалось разыскать, — считает Ю. В. Колесник. – Это не документальная подача, а творчески-переосмысленная, переработанная Степановым.

Как оценит зритель такую подачу? Наверное, каждый по-своему. Одно несомненно – пройти, равнодушно скользнув взглядом, мимо представленной «эпопеи» никому не удастся.

А вот здесь, возле фотоколлажа Елены Александровны Колесник, в душе уже нет места противоречиям. Щемящая боль входит в сердце при виде улыбающихся со старых черно-белых фотографий мальчишеских лиц. Статные, молодцеватые офицеры флота… Многие ли из них вернулись домой? Дедушка Е. А. Колесник, Александр Иванович Рыбкин, в память о котором и сделан коллаж, был призван на Тихоокеанский флот в начале войны и служил с 1941 по 1945 гг. Ему посчастливилось остаться в живых.

«Степной камень» – так называется гобелен Олега Николаевича Емельянова, председателя СРОО «Творческий союз художников России». Какое отношение имеет он к военной тематике? Ответ на этот вопрос предоставляет большой простор для философских размышлений. О чем? О том, что камень этот – долговечнее людей, и видел он многое на своем веку. Может, на поле, где лежит этот «долгожитель», шли ожесточенные бои? Может, именно за этим камнем прятался от смертельного огня русский паренек, и пулю, предназначенную ему, приняло каменное тело?

Да, здесь, на выставке «Дневник солдата», немало работ, где нет никакой военной атрибутики – танков, самолетов, бегущих в атаку солдат. И тем не менее, все они пропитаны духом войны, людских страданий, повседневного героизма, когда уничтожалось тело, но душа оставалась непобежденной. Об этом – скульптура Владимира Шувалгина «Слом», изображающая человека со стрелой в спине, держащего в опущенных безвольно руках скрипку со смычком. Убить – можно, поймать в силки и уничтожить душу – никогда.

А вот еще одна скульптура – легендарный гоголевский Тарас Бульба Сергея Ключникова.

Из вековой глубины смотрит он на нас, словно вопрошая: «Что же вы наделали, хлопцы?! Неужели всего через 70 лет забыли вы всю кровь, весь ужас, боль и страдания бесчеловечной войны?» Вновь рвутся снаряды, рисуется свастика, вновь звучат нацистские лозунги, вновь гибнут ни в чём не повинные люди, в угоду чьим-то амбициям, интересам, в угоду чьей-то неуёмной жажде власти, денег — в угоду тем, кому всё человеческое чуждо! Забыли… Всего через 70 лет… Остановитесь! Пока не поздно!

Уважаемые друзья!

Мы ждем вас на выставке «Дневник солдата» с 27 мая по 22 июня по адресу: поселок Управленческий, ул. Сергея Лазо, 21, Дом культуры «Чайка».

Ольга Огнева, член Союза журналистов РФ

Фото Елены Колесник