«20 и 2» (07.12.-24.12.2017)

7 декабря 2017 в выставочном зале Самарского отделения Творческого союза художников России, находящемся в ТЦ «Невский», открылась персональная выставка живописи Татьяны Казаковой с символичным названием «20 и 2». Название это отмечает тот факт, что 20 лет и 2 года назад, находясь в том возрасте, когда многие считают, что учиться чему-то уже поздно, Татьяна решила научиться писать живописные картины. Об этом она мечтала с самого раннего детства, но жизнь распорядилась так, что воплотить свою мечту она решилась лишь тогда, когда уже стала матерью трех дочерей. Благодаря детям и мужу, она поборола в себе комплекс «я не в том возрасте» и села за парту, точнее за мольберт, рядом с совсем еще юными будущими художниками, и начала старательно учиться основам живописи у широко известного самарского метра живописи, Венира Романовича Кныжова, со временем став его любимой ученицей и старостой группы.

Закончив обучение у Кныжова, Татьяна на этом остановилась, так как хорошо усвоила слова своего Учителя «Я вас научу основам, а художникам вам предстоит стать самостоятельно». В результате ее жизнь превратилась в непрекращающееся самообразование. Сначала она училась на работах других художников, стараясь достичь их уровня и даже попытаться их превзойти, а потом ступила на неизведанную тропу соревнования с самой собой. «Перестань гоняться за призраками! — как-то сказал ей муж.— Ты должна начать соревноваться только с самой собой, с каждым днем поднимаясь над собой вчерашней. Только так ты сможешь чего-то достичь». Так она и поступила.

Итак, прошло 22 года с тех пор как, Татьяна Казакова ступила на стезю живописи, и на своей 11-й персональной выставке (символичное число! 22 пополам) она решила представить более 40 своих картин, написанных за последние 11(!) лет. Разумеется, знакомые с ее творчеством любители живописи, увидят среди этих картин традиционные пейзажи и цветы художницы. Но помимо них Татьяна выставила и не совсем традиционные для нее фэнтезийные и экспериментальные работы, которые занимают в ее творчестве все больше места.

Картины разные, но все их объединяет яркость и чистота красок. У Татьяны «розовый слишком розовый», что нередко вызывало нарекание ее коллег по цеху, а красный не просто красный, а ослепительно алый, как например на картине, которая так и называется — «Алые». Кроме того, все ее работы искренни и наполнены тем детским восторгом, когда ребенок впервые берет в свои краски и пытается передать красоту окружающего мира так, чтобы небо было синеньким-синеньким, трава зелененькой-зелененькой, а ромашки белыми-белыми с невероятно желтой серединкой. Непонятно почему, но даже ее последние монохромные работы, выполненные в технике гризайли, кажутся зрителю цветными.

В последнее время Татьяну все больше привлекает именно тональная (гризайльная) живопись, позволяющая с помощью лишь одной краски (белила художники за краску не считают) получить множество всевозможных оттенков, причем передать их так, чтобы картина завораживала и наполняла души зрителей тишиной и покоем. Так появилась ее серия «Медитация», представленная на этой выставке. Однако, даже постоянно экспериментируя и ища новые способы воплощения своих идей, Татьяна неизменно остается верна многослойной живописи, позволяющей получить нужную чистоту и глубину цвета. «Живопись ‘А ля прима’ не для меня,— сетует художница. — Ну не могу я сесть и за один присест написать картину. Рисунок, имприматура, подмалевок, один слой, другой слой, за ними третий, четвертый, пятый… Только так я могу получить то, чего я хочу. Только так — и никак иначе…»

Фото Елены Колесник